Мое путешествие по Петербургу; у метро «Чернышевская» 1 часть
На  данное путешествие   у метро «Чернышевская» у меня ушло 5 месяцев. В один  из выходных дней недели я выходила на встречу к своему  Петербургу, который за этот год стал для меня более близким.

У меня не было  задачи кого то удивить. Я для себя собрала   информацию и свои фото. Может быть это кому то покажется  интересным и мой Петербург станет и ему другом.

«Чернышевская» — станция Петербургского метрополитена открыта 1 сентября 1958 года на действующем участке второй очереди метрополитена «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина». Название связано с близостью проспекта Чернышевского. В проекте станция носила название «Кирочная».

До наших дней сохранилось множество особняков Петербурга, напоминающих о старинных страницах истории, когда город с его архитектурой и декором был самой элегантной столицей в Европе

Доходные дома  у метро Чернышевская имеют богатую историю,  невероятной красоты фасады с множеством интересных деталей.

Проспект Чернышевского (до 1923 — Воскресенский проспект) — проспект в Центральном районе Санкт-Петербурга, проходящий от Воскресенской набережной до Кирочной улицы.



Своё первоначальное название проспект получил по церкви Воскресения за Литейным двором, на месте которой в 1817—1818 годах возведена Скорбященская церковь (дом 3), а в 1923 году он был переименован в проспект Чернышевского в память о писателе Н. Г. Чернышевском.

Фурштатская улица улица в центре Санкт-Петербурга, проходящая от Литейного проспекта до Потёмкинской улицы.


   
Улица была проложена в XVIII веке около Литейного двора и названа 3-й Артиллерийской.

В 1806 году она была переименована в Фурштатскую по фурштату (то есть обозу) лейбгвардейского Преображенского полка, который размещался в доме 21.

В 1923 году улица вновь была переименована и стала называться улицей Петра Лаврова в память об П. Л. Лаврове, а в 1991 году ей было возвращено прежнее название Фурштатская.

Этот район Санкт-Петербурга неразрывно связан с военными, которым и выдавались в первую очередь участки на улице Фурштатской, а также в числе первых жителей улицы были чиновники и служители дворцового ведомства. С XIX века в обиходе существовало и преобразованное название - ФурштаДтская улица. Так её упоминали не только в разговоре, но и в официальных документах, на указателях с номерами домов.

Но большая часть строений по улице Фурштатской была доходными домами, жить в которых многим было не по карману, впрочем, и сегодня стоимость проживания в домах на улице Фурштатской одна из самых высоких в городе.


 
На углу  проспекта Чернышевского  и Фурштатской улицы  находится Родильный дом.

 Фурштатская ул, дом  №36 и 36/5 


В конце XVIII века этот участок принадлежал парикмахеру Дорендорфу.

Угловая часть в 1820 х годах принадлежала генералу-лейтенанту Карлу Ивановичу Опперману.

В 1840-1860х годах на углу участка стоял двухэтажный дом семейства Неплюевых. В 1868 году весь участок был продан графу Карлу Людвиговичу Шуленбургу.

В 1880-1890х годах здесь в первых двух этажах работала женская гимназия М. Н. Стоюниной

В 1898 году дом №36/15 приобрёл купец Михаил Александрович Волков. При нём здесь работал чайный магазин, винный погреб В. И. Черепенникова.

Для купца Волкова по проекту Н. Ф. Беккера рядом с домом №36/15 в 1898-1899 годах было построено новое четырёхэтажное здание (дом №36). До 1917 года здесь жил политический и общественный деятель Александр Иванович Гучков.

В 1920-1930х годах в доме №36/15 находилось отделение милиции. Перед Великой Отечественной войной здесь был открыт Родильный дом. С 1940х годов в доме №36 работает поликлиника №39.


В Петербурге появилось еще одно место, где можно загадать желание.  На Фурштатской улице, у родильного дома №2, установили  скульптуры  благородных хищников-львов, приносящих счастье.  Пара гордых и опасных животных оказалась у входа в родильный дом неспроста, так как издавна эти животные считаются хранителями семейных традиций.  

Архитектор Дмитрий Лагутин :  «согласно бытующей ещё с начала XX века легенде, если встать между фигурами и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Если же между колоннами встанут молодожёны, то вскоре их будет ждать прибавление в семействе и много-много счастья». Кроме того, как уточнили авторы скульптур Андрей Поляничко и Григорий Лукьянов, раньше на месте сооружений тоже находились фигуры львов, однако они бесследно исчезли после революции, а по сохранившимся фотографиям можно было восстановить только пропорции, поэтому прототипом для правого льва послужила небольшая фигурка, которую один из архитекторов купил на блошином рынке в Риме, а второй хищник ваялся с портрета льва Адама из Ленинградского зоопарка.

Фурштатской 28 Особняк Петра Лаврова - дом с богатой историей.

Его построили в начале XIX века, принадлежал отставному полковнику Лавру Степановичу Лаврову, отцу знаменитого философа и публициста П.Л.Лаврова, а также ученому-агроному Михаилу Ивановичу Алисову.

В 1901 году его перестраивают по проекту архитектора Карла Валериановича Бальди для новой владелицы—М.Е.Зенкевич, и он становится одним из первых домов в Петербурге, построенных в стиле «модерн».

На изысканном фасаде разбежались во все стороны волнистые линии, тяжелые языки пламени и элементы растительного орнамента. Уникальный авторский узор решеток, ворот и балконов —«жемчужина» дома, его не встретишь больше нигде в Петербурге.

Фурштатская улица, дом 52  Особняк К. А. Варгунина, был построен в 1896—1899 годах по проекту архитектора А. И. фон Гогена.


Этим участком на Фурштатской улице в 1780-1810-х годах владели князья Несвицкие, а в 1815–1825 годах его приобрел генерал граф К. Ф. Толь. В 1896 году владельцем участка стал купец Константин Александрович Варгунин, один из членов многочисленной семьи бумагопромышленников Варгуниных.

(Варгунины- купцы,  выходцы из крестьян Ярославской губернии.
Иван Григорьевич Варгунин с 1826 вел в СПб. писчебумажную торговлю. Его сын Александр Иванович  построил Невскую писчебум. ф-ку,  был чл. Литературного фонда,  совета ремесл. образования бедных детей, Петерб. коммерч. училища, на пожертвованные им средства издан "Справочный энциклопедич. словарь"

В 1871 вместе с братом Павлом Ивановичем (1812-1880) основал Т-во Невской писчебум. ф-ки "Бр. Варгунины". В 1878 фирму возглавил его сын Константин Александрович.
 
Строительство двухэтажного особняка в стиле поздней эклектики велось с 1896 по 1899 год.

Декор особняка тесно связан с личностью Варгунина. Над окнами эркера помещен его вензель «КВ». А в лепном оформлении гостиной присутствуют головы Меркурия - традиционный символ торговли и промышленности. Меркурий совместно с Минервой изображен и на живописном плафоне, где они олицетворяет союз торговли, промышленности и искусства.

С 1963 г. и по настоящее время в здании находится Дворец бракосочетания № 2.  

 



 

Фурштатская ул, дом № 58  Особняк Н. В. Спиридонова,

Был построен в 1895—1896 годах архитектором А. Н. Померанцевым.



В конце XIX века на этом месте на Фурштатской улице находились деревянный одноэтажный дом с хозяйственными службами и небольшой сад. В 1894 году участок был куплен коллежским советником Николаем Спиридоновым. Существующая скромная постройка не соответствовала уже достаточно престижному в то время району Петербурга, да и самому новому хозяину хотелось иметь аристократический особняк, который бы не выпадал из ряда соседних домов.

Фасад, выполненный в стиле эклектики с элементами немецкого классицизма, ренессанса и барокко, выглядит пышно, но при этом строго симметричен. Центральный ризалит украшает широкий балкон, поддерживаемый фигурами атлантов.



Семья Спиридоновых владела домом до 1916 года когда он был продан купцу первой гильдии И. А. Меликову. Сразу после октябрьской революции он был национализирован и в особняке разместился детский дом. 5 ноября 1965 года в здании открылся отдел ленинградского ЗАГСа, предназначенный для проведения церемоний торжественной регистрации рождения — Дворец «Малютка».

Угол Фурштатской  и Потёмкинской улиц




 

В начале XIX века в доме №9 на углу Потёмкинской и Фурштатской улиц  по четной стороне  размещался литературный салон Софьи Дмитриевной Пономарёвой. Его посещали  А. Дельвиг, Е. Баратынский, В. И. Панаев, И. Крылов, К. Рылеев.



Этот дом был перестроен в 1830х годах, неоднократно перепродавался. В 1840-1850х годах на этом участке находилось два отдельных здания. В 1866-1875 годах здесь жил писатель Н. С. Лесков.

В 1903 году участок перешёл старшему сыну знаменитого врача профессора С. П. Боткина - Сергею Сергеевичу Боткину. Для нового хозяина в 1903-1906 годах по проекту А. И. Дитриха здесь был построен новый особняк. По желанию заказчика здание было выстроено в стиле петровского барокко. Сергей Сергеевич был известен как любитель искусств, коллекционер. В его доме находилось большое собрание рисунков, акварелей. Его жена Александра Павловна была дочерью основателя Третьяковской галереи в Москве.

В доме Боткиных проживали их близкие друзья семья Олив. Они также владели большой художественной коллекцией.
В 1927-1965 годах здесь жил народный артист СССР Владимир Ростиславович Гардин. В 1968 году на фасаде дома была установлена напоминающая об этом памятная доска.

Улица Чайковского (с 1923 года,  с 1762 по 1923 год — Сергиевская улица; до 1762 года — 2-я Артиллерийская улица) — улица в центре Санкт-Петербурга, проходящая от набережной реки Фонтанки до Потёмкинской улицы.


Проложена в первой половине XVIII века на территории бывшей Литейной (Артиллерийской) слободы, откуда и получила название Артиллерийская. После постройки здесь в 1731 году собора Святого Сергия Всей Артиллерии  она  называлась  Сергиевская. Собор был разобран в 1933 году.
В 1923 году она была переименована в память о композиторе Петре Ильиче Чайковском. Будущий великий композитор жил на этой улице в доме 41 в 1852—1853 годах, а также учился в Императорском училище правоведения, располагавшемся на углу набережной Фонтанки и Сергиевской улицы.

В связи с тем, что соседние улицы были переименованы в честь революционеров И. А. Воинова (Шпалерная), И. П. Каляева (Захарьевская) и П. Л. Лаврова (Фурштатская), в советское время была распространена легенда о том, что улица Чайковского получила название в честь эсера Н. В. Чайковского, однако, противоречит историческим документам.

В 2014 году, в связи 700-летием святого Сергея Радонежского,  возможно  возвращение улице названия Сергиевская. 

Улица Чайковского считалась одной из самых аристократических улиц Петербурга; ряд особняков принадлежал крупным сановникам, финансистам и политическим деятелям

 

Чайковского  ул,  дом 18.   Особняк Осоргиной Е.Л.
Годы постройки: 1876


В 1840-х годах подворье принадлежало коллежскому асессору Михаилу Ивановичу Яковлеву, у того его купил действительный тайный советник Аврам Иванович Сытенко. Следующей владелицей стала жена полковника Дмитрия Саввича Осоргина Екатерина Лаврентьевна

В 1876 году Е.Л. Осоргиной разрешили построить новый каменный лицевой дом. Проект трехэтажного дома с замкнутым двором составил видный петербургский архитектор, преподаватель Института гражданских инженеров Иван Иванович Шапошников.

«Дом снаружи оштукатурен в стиле Людовика XV и украшен лепными работами». Среди лепного убранства обращает на себя внимание голова Меркурия

По наследству от матери дом в 1882 году достался коллежскому асессору Константину Дмитриевичу Осоргину, который занимал в доме квартиру в 17 комнат.

В 1890-х годах в доме № 18 жил генерал  Н.А. Тимирязев, старший брат великого ученого К.А. Тимирязева.
 Николай Аркадьевич с юности избрал военную карьеру.  Генерал-майор Н.А. Тимирязев командовал Кавалергардским полком — самым аристократическим полком российской гвардии, затем кавалерийской дивизией.  Состоял он почетным опекуном петербургских сиротских заведений. Последние годы жизни старый холостяк провел в доме № 18 на Сергиевской улице. Умер в январе 1906 года и похоронен рядом с отцом и матерью на Смоленском православном кладбище
.
Жильцом дома в 1890-х годах указан врач Николай Владимирович Экк,  во время Русско-турецкой войны работал хирургом в полевых госпиталях
Также  в доме  размещалась свечная лавка купца С. Варгунина, магазин икон и рам И. Стрелкова и магазин икон В. Боровикова.

В советские годы фасад дома несколько упростили, исчез металлический зонтик у входа, но в основном  дом сохраняет облик 1870-х годов —  балконы, полуциркульные окна и лепные детали.

Чайковского ул, 17
Отель "Индиго"



Отель  Индиго  на Чайковского  -отель из крупнейшей мировой гостиничной сети Inter Continental Hotels Group.

Это дизайнерская гостиница класса 4**** известного в мире брэнда INDIGO - первая в Восточной Европе под этой маркой. Отличает ее особенное внимание к интерьеру номеров и безупречный сервис, выходящий за рамки простого стандартного гостеприимства.


Отель расположился в отреставрированном здании 19 века, сохранив атмосферу старинного Петербурга и архитектурные изыски былых времен.  Много здесь изменилось: в номерах теперь самая современная техника - плазменные панели, кофе-машины Nespresso, в ванных комнатах зеркала с люминесцентной подсветкой, сейф с подзарядкой Ваших устройств внутри. Номера украшают панно с графическими изображениями Оружейного двора. Номера "Люкс" с потрясающими видами на Неву с Литейным и Троицким мостами  и весь Петербург.


Чайковского  ул, дом № 24


В 1810-1820 годах принадлежал купеческой дочери Галашевской. Среди жильцов дома в те годы был отец вождя декабристов Пестеля И.Б. Пестель, сибирский генерал-губернатор.

В 1840-е года дом был перестроен, его новым владельцем Безобразовым.



В феврале и марте 1880 года в этом доме проходила выставка-продажа картин В.В. Верещагина. Картины вызвали неоднозначную реакцию со стороны правящей власти. Особенно негодовал будущий престолонаследник Александр III.
Третьяков отказался от покупки картин, в Русский музей попасть – и речи не было. Был утроен аукцион. На вырученные деньги Верещагин пожертвовал значительные сумму различным учебным заведениям и художественно-промышленному музею.
В 1880 году в этом доме жил поэт Я.П. Полонский, которого навестил, приехавший на выставку И.С. Тургенев. С поэтом у писателя была старинная дружба. В 1889 году Полонские перебрались на Знаменскую улицу (Восстания), 26.

В 1889 году в этот дом переехал Модест Ильич Чайковский вместе с Колей Конради.
Петр Ильич жил у брата в этом же году – это был предпоследний адрес композитора в Петербурге. На либретто Полонского Чайковский написал оперу «Кузнец Вакула» еще в 1875 году.         
В настоящее время -Отдел по вопросам гражданства управление Федеральной Миграционной Службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Чайковского ул, дом № 25


Первыми хозяевами были священнослужители Крестовоздвиженской церкви находящейся на Лиговском проспекте. Жить на Сергиевской улице и работать на Лиговском проспекте было неудобно, в 1790 году участок был продан братии Сергиевского собора. К тому времени здесь уже существовал двор с каменными и деревянными строениями, который с конца XVIII века стал принадлежать Артиллерийскому ведомству и снова использовался под квартиры священнослужителей.

В 1844 году к уже существующему двухэтажному флигелю по левой стороне участка пристроили такие же по правой стороне и в глубине двора. В 1884 году по доверенности всех жильцов получена ссуда в 70 000 рублей, произведена надстройка здания и отделка фасада по проекту Владимира Ивановича Серкова. Именно тогда здание приобрело существующий сейчас облик.

Среди жителей дома в то время наиболее заметным был Александр Александрович Желобовский. В 1887 году он стал главным священником армии и флота, с 1905 года он являлся членом Святейшего Синода.

Квартиры священнослужителей в доме существовали и в советское время. Вероятно некоторые из жильцов после 1917 года подвергались репрессиям, однако вполне возможно что и сейчас среди жителей здесь присутствуют потомки уцелевших в 1920-1930-х годах.


Чайковского ул дом № 28 Особняк Кельха или Дом юриста




Не раз переходил из рук одних владельцев в руки других. Но в 1896 году здесь надолго обосновалась Варвара Петровна Кельх со своей семьей.
Замок-невидимка, который принадлежал богатейшему барону времен Российской империи, сохранился и до наших дней

 В XVIII веке купец Иван Бротер выкупает для своей любимой дочери участок на улице Чайковского, но ничего не строит... На протяжении целого столетия эта земля переходит из рук в руки: когда в 1858 году его приобрёл греческий консул Кондоянаки, там располагался непримечательный двухэтажный дом. За год архитектор А. К. Кольман превратил его в особняк, выполненный в лучших традициях барокко. В 1896 году Варвара Петровна Кельх – наследница зажиточных сибирских золотопромышленников, выкупает этот дом. Она приглашает архитекторов В. И. Шене и В. И. Чагина для создания нового проекта усадьбы: старый особняк снесли, и за пару лет на руинах возвели дом в духе французского ренессанса.

Варвара Кельх была не вполне довольна результатом и обратилась к архитектору Карлу Шмидту. И к 1903 году во внутреннем дворике особняка он построил готический флигель. В итоге особняк Кельха приобрёл весьма оригинальный вид и стал образцом поздней эклектики.

Достоянием семьи Кельх была коллекция Фаберже: драгоценности, столовые приборы и, конечно, знаменитые на весь мир пасхальные яйца. Во времена империи пасхальную коллекцию Фаберже могли позволить себе только Александр Кельх и нефтяной магнат Людвиг Нобель. 

В 1905 году супруги Кельх расстались, и их великолепный особняк был продан. После революции в нём разместилась Школа экранного искусства. На тот момент в мире ещё не было ни одного учебного заведения, которое специализировалось бы на обучении искусству кинематографа. Создатель кинокартины «Чапаев» С.Д. Васильев – самый знаменитый выпускник этой школы. В последующие годы особняк Кельха был домом престарелых, местом собраний РК КПСС Дзержинского района и отделением ЮНЕСКО. Здесь заседал первый мэр Санкт-Петербурга – Анатолий Собчак. 

В конце 90-х особняк стал Домом юриста – его передали СПБГУ под юридический факультет, а с 2011 года передали в ведение Министерства Юстиций.

Этот уникальное сооружение на улице Чайковского – достоянии петербуржской культуры


Чайковского ул, дом  №30

Дворец князя Кочубея

Участок дома №30 по улице Чайковского с XVIII века принадлежал различным владельцам, среди которых числятся представители известных родов. С 1799 года здесь жил Иван Иванович Ридигер. Известен он тем, что был одним из немногих "курантных художников". Человек такой специальности служил при Петропавловском соборе, занимался настройкой соборных часов-курантов.

 

В 1810-1820-х годах участок приобрёл граф Григорий Григорьевич Кушелев. При Павле I граф являлся вице-президентов Адмиралтейств-коллегии. Его супругой была дочь графа Ильи Андреевича Безбородко Любовь. Их старший сын Александр Григорьевич известен под двойной фамилией - Кушелев-Безбородко.

Существующий сегодня особняк был построен в 1844-1849 годах для гвардии полковника в отставке князя Льва Викторовича Кочубея. Лев Кочубей был сыном министра внутренних дел Виктора Павловича Кочубея.

Работу до 1845 года вёл архитектор Р. И. Кузьмин, заканчивал Г. Э. Боссе. Вместе с Боссе над отделкой интерьеров работали скульпторы и орнаменталисты И. И. Реймерс, П. Т. Дылёв, Репнин, резчик Дунаев, мраморных дел мастер С. Модерни, позолотчик Н. С. Тарасов, зеркальный мастер К. Эберт

В особняке Л. В. Кочубея сохранилась большая часть исторических интерьеров, созданных Г. Э. Боссе: Вестибюль, Парадная лестница, Приёмная, а также комнаты князя (восточная половина) и княгини (западная половина) на втором этаже. В Столовой лепка плафона и верхнее освещение были ликвидированы в советское время.

Следующим владельцем участка также стал представитель известного рода. Им стал граф Григорий Сергеевич Строганов. Его мать являлась внучкой графа Александра Сергеевича Строганова - владельца дворца Строгановых на Невском проспекте.


Чайковского ул., 38
Чернышевского пр., 9

Доходный дом П. П. Вейнера

Дом был построен для Петра Петровича Вейнера  (1842-1903)  - отца искусствоведа и издателя П. П. Вейнера, сотрудничавшего с "Музеем Старого Петербурга".

П. П. Вейнер ( младший)   прожил в этом доме 30 лет (1894-1924 гг.)

Дом занимает значительную территорию с несколькими внутренними дворами и флигелями. Проход в один из дворов  в арку с проспекта. Фасад, обращенный  к ул. Чайковского,  - четырехэтажный, с угловым двухэтажным эркером. На проспект выходит пятиэтажный фасад. По сторонам от эркера на третьем этаже в лепной декор включен 1892 год - начало строительства. На металлическом вымпеле флюгера указан 1893 год  - окончание  строительства.

           
Некоторые балконы поддерживаются атлантами. Над окнами второго этажа помещены мужские маскароны. Под карнизом южного фасада - львиные головы и две пары грифонов. Над входами со стороны южного фасада установлены два остекленных сверху кованых металлических козырька.

Хозяйка дома М. В. Вейнер во время Первой мировой войны содержала лазарет.

В 1907-1916 гг. здесь располагалась редакция журнала "Старые годы". В 1908 - 1919 гг. здесь же находился кружок любителей русских изящных изданий

Также в этом доме размещается муниципальный детский сад N 33.

 Захарьевская улица — улица в Центральном районе Санкт-Петербурга, проходящая от Литейного проспекта до Потёмкинской улицы.
Первоначально называлась-  2-я от Невы реки линия,   затем 2-я от Невы реки улица,  Артиллерийская улица, 1-я улица Артиллерийской слободы
 
Современное название известно с 1789 года. Дано по церкви Захария и Елизаветы Большая часть застройки района относится ко второй половине XIX века и к началу ХХ века. Улица богата памятниками архитектуры и истории. Среди них: Египетский дом (построен в 1911-1913 годах Михаилом Сонгайло).
Египетский дом – единственный в своем роде, так как здесь все насыщено египетской символикой.
  Главное военно-артиллерийское управление (1870 г., классицизм), Старый Арсенал - Окружной суд и Судебная палата (1771 г., Архитектор: Баженов В. И.)
Доходный дом И. О. Рубана (1874 г., неоренессанс, Архитектор: Рубан И. О.), Особняк П. В. Жуковского (1877 г.,

 Захарьевская ул, 16

Этот участок раньше принадлежал купцу И. И.  Милову.  На этом участке стоял каменный двухэтажный дом .


Милов был владельцем небольшой шелковой фабрики, и   даже  поставщиком двора императрицы Екатерины  II.  Он входил в общину староверов-поповцев

На одном из собраний общины Милов предложил подать  прошение об устройстве в своем доме единоверческой церкви.  Единоверие признавало официальную Православную церковь В декабре 1798 г. митрополит одобрил прошение. Синод издал указ, которым дозволялось устроить в доме Милова церковь. Церковь расположилось во втором этаже Император Павел I прислал икону св. Николая Чудотворца. 29 июня 1799 г. храм был освящен во имя св. Николая Чудотворца. В народе церковь получила название Миловской.

6 июня 1827 г. в доме Милова произошел пожар. От огня пострадала и церковь.   Во время пожара  церковное имущество вынесли  в  церковь «Всех скорбящих».  В 1839 г. Милов скончался. Еще в 1819 г.  было определено существование Миловской церкви только до смерти Милова Прихожане  стали просить епархиальное начальство разрешить строительство новой церкви.

 Обер-прокурор Синода граф  Протасов дал разрешение на строительство. Дочь Милова,  М. И. Морозова пожертвовала 330 кв. саженей земли под новую церковь. Закладка новой Миловской церкви состоялась 8 июля 1845 г., строительство велось на пожертвования и продолжалось более шести лет. 6 мая 1852 г. церковь была освящена во имя св. Николая Чудотворца. Ее новое здание разместилось  на Захарьевской ул., за нынешним  угловым домом №8/16. Это был пятиглавый каменный крестообразный в плане храм с высокой шатровой колокольней, построенный в популярном в то время русско-византийском стиле.

В 1910-1911 гг.  на углу с Захарьевской ул. рядом с Миловской церковью был возведен шестиэтажный доходный дом.

 

Захарьевская ул, -23 Египетский дом. 



Доходный дом, построенный в 1911-1913 гг. арх.-худ. М. А.. Сонгайло, принадлежал супруге адвоката Нежинской Ларисе Ивановне  

В 1911-13 гг. по проекту архитектора Сонгайлова на Захарьевской улице был сооружен доходный дом Нежинской, более известный сегодня как «Египетский дом». Фасад здания отчасти напоминает парадный вход в храм богини Хатхор в Дендере, несмотря на явную перегруженность деталями. Ликами небесной богини любви, повелительницы четырех сторон света, украшены капители колонн. Сами колонны – это каменные подобия систров – музыкальных инструментов, подобных трещоткам, звучание которых, согласно текстам храма, призвано возродить вселенную.

Лица богинь на капителях достаточно сильно отличаются от египетских оригиналов и, скорее, напоминают отдельные скульптурные портреты финикийского искусства. Однако в целом архитектурный замысел дома превосходен. В центре фасада расположена арка, через которую идет проход во внутренний двор. Изящная решетка, некогда закрывавшая арку и практически уничтоженная, была выполнена в виде стеблей лотосов, над которыми возносится крылатый солнечный диск.


Над аркой расположен декоративный балкон, также со скульптурным изображением лица Хатхор. С двух сторон от арки идут две симметричные части фасада, украшенные уже упоминавшимися хаторическими колоннами. Массивный фасад фланкирован двумя подъездами, у дверей которых стоят колоссальные царские пилястры, изображающие фараонов в коротких набедренных повязках, сжимающих в скрещенных руках символы вечной жизни анх.


Эти памятники, пожалуй, лучшие имитации египетских скульптур в Петербурге, несмотря на чуждую египетской культуре жесткость в моделировке царственных лиц. На их головах немесы, украшенные рогами священных овнов, уреями, символизирующими верховную власть, и солнечными дисками.

Захарьевская ул 31   «Особняк Нейдгарта»  

Особняк расположен  в историческом центре Петербурга, рядом с великолепным Таврическим садом, недалеко от набережной Невы.



Особняк Нейдгарта был построен в 1849 году для главнокомандующего полка кавалергардов.

В разные годы в особняке проживали Густав Маннергейм и Павел Александрович Демидов.

Позже особняк приобрел петербургский сенатор по особо важным вопросам Дмитрий Борисович Нейдгарт- потомственный дворянин, сенатор, гофмейстер императорского Двора, член Государственного совета.

Элегантный трехэтажный особняк издали привлекает внимание своей строгой и необычной красотой, оригинальным декором, удивительными чугунными воротами, отделяющими внутренний дворик от улицы.



Отделка особняка Нейдгарта – настоящее искусство: изысканный холл с широкой парадной мраморной лестницей, уютный каминный зал в стиле охотничьей гостиной с дубовыми панелями и огромным действующим камином, торжественный Большой зал.  Декором занимался   знаменитый архитектур И.А. Фомин. В Доме  часто устраивали званые обеды, приёмы, балы и маскарады.

Сегодня особняк продолжает традиции светского Петербурга и привлекает гостей города и петербуржцев своими вечерами, приёмами и встречами.

 Потёмкинская улица

Первое название улицы, известное с 1776 года, – Артиллерийская Поперечная. Здесь находилась восточная граница Артиллерийской слободы, а перпендикулярные ей улицы – от Захарьевской до Кирочной – именовались 1—4-й Артиллерийскими.

В 1783 году большой прямоугольный участок восточнее слободы был подарен Екатериной II ее фавориту, светлейшему князю Григорию Александровичу Потемкину-Таврическому. На северной стороне участка по проекту Ивана Старова в 1789 году был построен Таврический дворец, а вокруг него садовый мастер Вильям Гульд устроил Таврический сад.

После смерти императрицы ее сын Павел I, ненавидевший свою мать и все, что было с ней связано, отдал дворец под казармы Конногвардейского полка. После убийства Павла внутреннее убранство дворца пришлось восстанавливать практически заново; эту работу выполнил архитектор Луиджи Руска в 1802–1804 годах. С 1906 года во дворце размещалась Государственная Дума, в советское время здесь проводились партийные конференции, а сейчас располагается Межпарламентская ассамблея стран СНГ.

С 1798 года Артиллерийская Поперечная улица стала называться Таврической.

Захарьевская, 41/3  (на углу Потёмкинской улицы)
Дом К.А. Шрейбера 
 


 

Объект недвижимости считается объектом культурного наследия и известен как дом К.А. Шрейбера
  (  К. А. Шрейбер-прусский подданный)
  Построен  рядом с Таврическим садом в  1906- 1907 г. (арх. В. И. Ван-дер-Гюхт) на месте самого знаменитого дома свиданий.

Фасад здания оформлен элементами стиля барокко. Угол увенчан эркером-башней и украшен фигурами трех граций.



Интерьеры помещений были оформлены по проекту архитектора.Огромные зеркальные окна выходили на Таврический сад, на манеж и церковь Кавалергардского полка.



Со стороны Потёмкинской улицы апартаменты в этом доме в 1910-х годах нанимало посольство Норвегии

В 1915 году дом купил С.М.Красновский  (промышленное и гражданское строительство; химический завод по изготовлению краски "хакки" С.М.Красновского).

В советское время в доме размещались коммунальные квартиры



В середине 1990-х годов власти города разрешили инвестиционный-девелоперской компании «ПАН» выкупить здание. Компания намеревалась из разрушающегося дома сделать особняк с элитными апартаментами. Предварительно организация должна была за свой счет переселить из 300 коммуналок собственников жилья в отдельные квартиры. Правда, переезд граждан затянулся более чем на 10 лет из-за нежелания некоторых людей менять место проживания. Кроме того, реализация проекта затянулась из-за кризисов 1998 и 2008 годов.
В 2010 году, после полного расселения коммуналок активные работы по реконструкции здания все же начались.



В настоящее время дом К.А. Шрейбера полностью отреставрирован. В здании располагаются 19 квартир класса люкс с исторической планировкой.

Моховая улица — улица в центре Санкт-Петербурга. Проходит от улицы Чайковского до улицы Белинского. Протяжённость улицы — около 920 м. Улица имеет важное культурно-историческое значение — тут расположено множество памятников истории и архитектуры XVIII—XX веков.

До середины XIX века на Моховой улице сохранялись небольшие дома — одноэтажные деревянные или двухэтажные с каменным (кирпичным) нижним этажом. С середины XIX века в городе вышел запрет на строительство из дерева новых домов, выходящих на улицу, вследствие чего здания на Моховой начали интенсивно меняться. Здесь появились живописные особняки и представительные доходные дома.

В советский период облик Моховой улицы изменился незначительно. После 1917 года было построено 4 дома, некоторые дома были надстроены, другие же отремонтированы и перестроены без изменения внешнего вида фасада.

Моховая ул,  дом 22/12   .

Первым его владельцем  был шталмейстер С. А. Алабердеев, построивший здесь свой дом. Далее участок принадлежал потомкам Алабердеева, в том числе княжне Е. П. Макуловой, вышедшей замуж за князя М. П. Волконского.

В этом доме родился и долгое время жил П. М. Волконский, будущий государственный деятель, генерал-фельдмаршал, создатель Главного (Генерального) штаба.




В 1840х годах владельцем участка дома №22/12 был архитектор А. Х. Пель. Здесь им был построен существующий и сейчас дом, названный среди петербуржцев "домом с грифонами". Эти мифические существа поддерживают балконы третьего этажа. Вскорости Пель продал дом, но до 1850х годов жил здесь с семьёй в одной из квартир. В этом же доме в 1850х годах жил архитектор Владислав Павлович Львов.

В 1910х годах первый этаж дома занимал один из магазинов торгового дома "В. И. Черепенников с сыновьями".  

Моховая ул., 27-29
Дом страхового общества "Россия"

Под этим номером идут три дома - правый, центральный, находящийся в глубине двора, и левый.
Стиль - эклектика.

В 1740-е гг.  это место занимало  часть Зверового Двора - царского зверинца( зоопарк).

Позже Двор перевели к Лиговскому каналу, а участки раздали под частную застройку. Хозяева этого участка менялись неоднократно;
В 1882 г. дом был куплен для наследников владельцев известного фарфорового завода братьев Корниловых.
В 1897-м г. они продали весь участок страховому обществу "Россия".
 


Основная часть жилого комплекса построена по проекту акад. арх. Л. Н. Бенуа.
Во внутренней отделке и создании решетки принимал участие арх.-худ. Н. Д. Прокофьев.
Л.Н. Бенуа писал: " Часть этого обширного места уже была застроена архитектором А.Ф. Красовским в стиле , как тогда говорили, "Генрих IV". Я спроектировал большой cur d'honneur, слева поставил флигель в характере французской архитектуры (камень с кирпичем), а главное здание - в стиле французского ренессанса (сгоревшего дворца Тюильри). Ансамбль получился богатый и интересный"
 
Так называемый флигель, примыкающий к основному центральному корпусу, имеет скромную отделку и окрашен в темно-красный цвет.
Во дворе, напротив изящных ворот, стоял метеорологический прибор, от которого в наше время сохранился лишь ажурный остов.


 
На первом этаже в настоящее время находится мини-отель достаточно высокого класса.

 

ул. Пестеля, 14

На месте этого дома несколько лет с 1805 по 1813 год находилась мастерская известного немецкого каретного мастера Иохима.   (Китаева N)

В 1847 г. арх. Н. Е. Ефимов  надстроил дом до 4-х этажей.



В 1876-1877 гг. арх. Дютель Ю. О. придал зданию современный облик, расширил его по Пантелеймоновской ул. (ул. Пестеля).

В 1890 г. дом пострадал от пожара.

Фасады созданы в эклектическом стиле, с использованием неоклассицистических, неоренессансных элементов и  элементов русско-византийского стиля.

В отделке фасадов использованы рустовка, арочные окна, стилизованные арочные галереи на фронтонах, грифоны, павлины, растительный орнамент, чешуйчатые щипцы и т.д. Несмотря на обилие декоративных приемов, фасады не кажутся перенасыщенными декором и здание воспринимается как гармоничное целое, что, несомненно, говорит о мастерстве, вкусе и чувстве меры архитектора.

Маршак С. Я. (1887-1964) - поэт, переводчик - жил в доме в 1927-1938 гг. (мемориальная доска).

Литейный проспект — одна из важнейших магистралей в центре Санкт-Петербурга.

Проходит от Литейного моста через Неву до Невского проспекта.

Название Литейный — одно из старейших в городе. Оно было официально учреждено в 1738 году. Связано со строительством (с 1711 года) на левом берегу Невы литейно-пушечного двора. Рядом с литейным двором находились Литейная и Пушкарская слободы. Для сообщения с южной частью города была прорублена широкая просека до Большой перспективы (Невского проспекта). На месте просеки позже образовалась улица, получившая название Литейной от литейного двора (позже Литейный проспект).



После Октябрьской революции Литейный проспект был переименован в проспект имени Володарского. Историческое название было восстановлено 13 января 1944 года за две недели до снятия блокады город
 

Литейный проспект, д. 42.

Дом княгини Юсуповой

в Санкт-Петербурге — был построен для Зинаиды Ивановны Юсуповой (1810—1893), урождённой Нарышкиной. Первоначальный проект здания разработал архитектор Гаральд Боссе, затем завершал работу над проектом и руководил строительством Людвиг Бонштедт.
 
Строительство началось в 1852 году и закончилось в 1858году. Двухэтажное здание выполнено в формах архитектуры итальянского Возрождения с использованием элементов барокко. Здание полностью облицовано камнем — песчаником: местным, гатчинским, и бременским, из Германии. Кариатиды у парадного входа, выделенного порталом, сделаны из того же камня. Фасад украшают колонны и пилястры. Пышно оформлены и интерьеры дворца.
 
Последний дореволюционный владелец особняка — правнук Зинаиды Ивановны Феликс Юсупов (младший) .

В 1908 году здание было отдано в аренду Театральному клубу при Союзе драматических и музыкальных писателей. Здесь получил свою первую прописку знаменитый театр пародии «Кривое зеркало».

Во время Первой мировой войны здесь работал госпиталь. После 1917 года — Польский дом просвещения имени Ю. Ю. Махлевского, с 1934 года — Дом политического просвещения

В 1950 году здание было передано в распоряжение общества «Знание».

С 1994 года  в этом же здании находится Институт внешнеэкономических связей, экономики и права (ИВЭСЭП).



В петербургском городском фольклоре существует легенда, что особняк Юсуповой послужил Пушкину прообразом дома Пиковой дамы

Сапёрный переулок (2-й Графский переулок в конце XVIII века, Кузнечный переулок с начала XIX века по 1858 год) — переулок в центральной части Санкт-Петербурга, проходящий от улицы Маяковского до улицы Радищева.
Современное название носит с 1858 года, по находившимся по соседству казармам Сапёрного лейб-гвардии батальона.

Саперный пер., 13

Дом Куличкиных  (середина XIX в. - двухэтажный деревянный дом)

Доходный дом С. Ф. Англареса                                                                 

1880-1881 - арх. Дейнека (Дейнеко) Павел Петрович  

Дом с разнообразными декоративными изображениями на фасаде. Это - атланты и кариатиды, львиные, кошачьи и другие маски,  драконьи головы, 32 фигурки младенцев (путти), обрамляющие окна пятого этажа.



Два прямоугольных эркера поддерживаются парами бородатых атлантов, одетых в шкуры. На эркерах и на ризалите установлены по две кариатиды.


Англарес С. Ф. по одним источникам купец,  по другим гвардейский офицер. Существует два архивных материала по этому дому.  Есть утвержденный проект архитектора Дейнеки и изображение фасада этого дома в материалах Городского кредитного общества.

Фонд этого общества содержит любопытные документы. Когда домовладелец обращался в Кредитное общество с просьбой о ссуде под залог своего дома, он обязан был представить все сведения и приложить рисунок фасада.  На рисунке фасада дома № 13 такого обилия лепных украшений еще не было.  Были Геркулесы у подъезда.

Англарес дополнил проект Дейнеки.



 

На доме № 13 недавно была открыта мемориальная доска, сообщающая о том, что здесь в 1908-1909 гг. жил министр путей сообщения Михаил Иванович Хилков.
Будучи министром, Хилков проживал в казенной квартире на Фонтанке, а на Саперном он поселился уже выйдя в отставку и провел здесь два последние года своей жизни. Квартира бывшего министра на первом этаже не сохранилась.

Кирочная улица 

Проложена в первой половине XVIII века на территории бывшей Литейной (Артиллерийской) слободы (отсюда и первоначальное название — 4-я Артиллерийская линия, 4-я Артиллерийская улица).



Название Кирочная улица появилось в 1780 году и произошло от лютеранской кирхи (дом 8 по современной нумерации — лютеранская церковь Святой Анны (Анненкирхе) (здание церкви сильно пострадало при пожаре 2002 года).



В 1932 году улица была переименована в честь М. Е. Салтыкова-Щедрина, а в 1998 году ей возвратили прежнее название Кирочная.

В 1961 году, в рамках реконструкции территории восточнее Суворовского проспекта и севернее улицы Моисеенко, Кирочная улица была продлена до Новгородской улицы.



Осенью 2014 года построено продолжение Кирочной улицы до улицы Красного Текстильщика


Кирочная ул,  32-34 Доходный дом Ратькова-Рожнова


Семейство Ратьковых-Рожновых в конце XIX века славилось как «владельцы заводов-газет-пароходов».

Представители этого клана занимали ответственные посты на государственной и муниципальной службе, и кроме всего прочего владели тремя десятками доходных домов.
 
Дом на Кирочной улице 32-34 принадлежал Ананию Владимировичу Ратькову-Рожнову, камергеру, действительному статскому советнику, уездному предводителю дворянства Царского Села.

Архитектор Павел Юльевич Сюзор 1899-1900 г.


Протяженный фасад большого шестиэтажного дома оформлен четырьмя эркерами. Каждый эркер поддерживается двумя поясными фигурами бородатых атлантов. Большой двор-курдонер раскрывается на улицу высокой аркой.

До сих пор в подъездах здания сохранились лепные камины и напольная мозаика.

Далее  о своем мини -путешествии  -во второй части,  где   нам предстоит знакомство  с храмами  и соборами, с памятниками на Шпалерной улице и Вознесенской набережной, Таврическим садом и  Литейным мостом.

Комментарии: 0
avatar